Возможность широкого применения противником в ходе воздушных наступательных операций требует выработки адекватных мер противодействия БПЛА. Для этого надо понять следующее:
- в чем отличие БПЛА от других средств воздушного нападения?
- влияют ли кардинально эти отличия на изменения содержания вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве? Если – да, то как?
- в чем противоречия между возможностями существующей системы ВКО и теми изменениями содержания вооруженной борьбы, которые обусловлены возможностью широкого применения противником БПЛА в ходе воздушных наступательных операций?
- что необходимо для того, чтобы эффективно противостоять новым угрозам?
Обобщая известные определения можно выделить наиболее существенные признаки, присущие беспилотному летательному аппарату (БПЛА):
- это авиационное техническое средство, не имеющее на борту человека-пилота, как правило, многоразового применения, способное целенаправленно перемещаться по воздуху с помощью собственных бортовых двигательных установок для выполнения различных функций в автономном режиме (с помощью собственной управляющей программы) или посредством дистанционного управления (осуществляемого человеком-оператором с пульта управления).
Справочно
Из этого следует, что к БПЛА не относятся ни какие пилотируемые человеком летательные аппараты; а также, ракеты, снаряды, бомбы (независимо от того, управляемые они или нет); аэростаты без двигателей и другие безмоторные летательные аппараты: планеры, дельтапланы, парапланы и т.п.
Справочно
В различных источниках можно встретить самые разные подходы к классификации БПЛА.
- по радиусу действия, высоте полета, времени полета, взлетной массе и полезной нагрузке от «микро, малой дальности» до «тяжелых, межконтинентальной дальности»;
- в зависимости от летно-подъёмной конструкции (самолетного или вертолетного типов);
- по назначению: разведывательные, целеуказания, постановки помех, системы дистанционного контроля и наблюдения, комплексы воздушной ретрансляции, многоцелевые беспилотные комплексы, ударные;
- по степени автономности полета: от управляемых дистанционно по каналам радиоуправления, до полностью автоматических, выполняющих полет в соответствии с алгоритмом, заложенным в бортовую программу;
Кроме того, следует учитывать, что для обеспечения полета БПЛА необходим не только сам летательный аппарат, но и соответствующая инфраструктура (транспортно-пусковое устройство, средства связи и навигации, наземный пункт управления и др.). Это еще более расширяет основания для классификации и дает основание говорить уже о беспилотном авиационном комплексе или системе.
Отсутствие пилота – человека позволяет заложить в БПЛА те технические и тактические качества, которые ограничиваются присутствием человека, его физическими и психологическими свойствами. Среди таких качеств можно выделить:
- возможность резкой смены траекторий полета с перегрузками во много раз, превышающими человеческие возможности и допустимые перегрузки для зенитных управляемых ракет и бортового авиационного оружия;
- миниатюризацию конструкции и элементной базы летательных аппаратов, в целом - их размеров и, тем самым - радиолокационную и оптическую заметность, а значит и возможность быть обнаруженным и уничтоженным;
- отсутствие ограничений по мощности и типам двигательных установок БПЛА, а следовательно - увеличению их полезной нагрузки, дальности и времени пребывания в воздухе.
Происходит снижение себестоимости изготовления БПЛА и создаются условия для перехода к их массовому производству, а, следовательно – массовому применению.
Одновременно развиваются системы управления дронами. Известно, что сегодня ведутся работы по созданию роботизированных сетей БПЛА с распределенными функциями, построенных на принципах, т.н. «роевого интеллекта» и способных к самоорганизации в процессе выполнения боевых задач.
Справочно
В печати рассматривается такой пример:
С началом боевых действий самолёты транспортной авиации противника, не входя в зону ПВО, сбрасывают большое количество БПЛА. Эти БПЛА организуются в сеть с заранее распределенными функциями разведки, управления, радиоэлектронного и огневого подавления, связи и ретрансляции. Часть БПЛА своими полетами «провоцируют» систему ПВО на выход в эфир и открытие огня, после чего по комплексам ПВО наноситься удар. Массовость БПЛА и некритичность к их потерям, приводит к бессмысленности борьбы с каждым БПЛА в отдельности, так как одним из ключевых свойств «роя» может являться отсутствие единого координатора и возможность передачи этой функции на любой оставшийся «в живых» БПЛА. Такие качества самоорганизующихся боевых сетей БПЛА позволят уже в начальный период подавить систему ПВО и в дальнейшем вести боевые действия, в том числе и с помощью пилотируемой авиации, не встречая эффективного сопротивления.
РЭБ – это комплекс мер по противодействию угрозам с использованием радиоэлектронных устройств.
Анализируя эти тактико-технические качества БПЛА с учетом возможности их массового применения приходиться сделать следующий вывод – «при планировании, подготовке и проведении воздушной наступательной операции противником показатель «неприемлемых потерь» перестает играть ключевую роль».
Этот вывод позволяет определить ряд оперативно-стратегических факторов, способных существенно изменить содержание вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве.
Первый - отсутствие ограничений по наращиванию сил в операции по критерию «неприемлемые потери авиации».
Справочно
Эксперты считают принципиально новым в содержании вооруженной борьбы станет тот фактор, что нападающая сторона для достижения поставленной цели может пойти на весьма высокий уровень потерь своих беспилотных средств при преодолении системы ПВО. При этом, сохраняя свою пилотируемую авиацию и летный состав от уничтожения над территорией противника. Этот вывод подтверждается тем, что стоимость одного современного боевого самолета в десятки раз выше, чем аналогичного по своим боевым возможностям беспилотного летательного аппарата, не говоря уже о стоимости подготовки летчиков и в целом восполнения потерь летного состава с началом войны.
Массовое применение БПЛА для решения ударных и обеспечивающих задач дает основание пересмотреть значение такого критерия успеха в операции, как «соотношение сил по числу самолетов», который отходит на второй план.
Применение тяжелых БПЛА в качестве боевых многофункциональных платформ, способных длительно находиться в воздухе и нести высокоточные крылатые ракеты, позволит увеличить число высокоточных ударов вне зоны действия средств ПВО.
Справочно
«Некритичность» к потерям при преодолении системы ПВО позволит наносить массированные авиационные удары на широком фронте. Следует учитывать, что большей части БПЛА не требуется такая же аэродромная инфраструктура, радиотехническое и другие виды обеспечения, как для пилотируемой авиации. Поэтому представление о том, что направление массированных авиационных ударов будут каким-то образом привязаны к аэродромной сети и транспортной инфраструктуре частично размываются.
Пятый фактор – составляют, собственно, сами летно-технические характеристики БПЛА. Очевидно, что возможности определенных классов таких средств практически мгновенно менять направление траектории движения или «зависать» в воздухе, низкая радиолокационная и оптическая заметность, превращают эти характеристики в оперативно-стратегический фактор, значительно снижающий боевые возможности средств ПВО.
Таким образом, следует признать, что следствиями массового применения БПЛА и высокоточных дальнобойных средств в воздушной наступательной операции могут стать:
- более высокие плотности массированных авиационных ударов в течение продолжительного времени;
- увеличение пространственного размаха операции с одновременным отсутствием четко выраженного направления сосредоточения сил противника;
- вероятно невозможность точного выделения каждого эшелона из состава массированного удара и его цели;
- к этому следует добавить жесткое радиоэлектронное подавление средств ПВО.
Справочно
На сегодняшний день система ВКО ориентирована на массовое применение противником пилотируемой авиации. Создавалась такая система исходя из анализа угроз 60-х - 70-х годов и их перспективы на 25 – 30 лет. Эти угрозы учитывали ограничения по дальности полета СВН и их базированию, маневренным и другим возможностям. Учитывалась и готовность противника продолжать боевые действия при определенном уровне потерь пилотируемой авиации. Более того, именно с достижением этого уровня (например, такого показателя, как «математическое ожидание числа уничтоженных целей»), связываются конечные результаты действий группировок войск (сил) ПВО в операциях (боевых действиях).
Это предъявляет дополнительные требования к системе ВКО.
Прежде всего - обеспечения высокой огневой производительности. Необходимо обеспечить одновременное поражение гораздо большого, чем сегодня, числа целей, включая БПЛА. А это значит, что время реакции должно быть сокращено до минимума. Возможно в определенных условиях, до автоматического цикла, не предусматривающего участие человека: «обнаружил – уничтожил».
Во-вторых, создания плотной, глубокоэшелонированной противовоздушной обороны, предусматривающей комплексное применение построенных на разных физических принципах и разнотипных средств обнаружения и поражения (подавления) КР и БПЛА воздушного, наземного, морского и космического базирования;
В-третьих, надёжно функционировать в условиях жесткого радиоэлектронного подавления и применения высокоточного оружия;
В-четвертых, ввиду принципиальной невозможности защитить все объекты в единой системе ВКО от новых средств нападения, следует создавать отдельные рубежи или зоны защиты наиболее важных объектов. Такая объектовая ПВО должна учитывать степень и характер угрозы ударов воздушного противника, а также характеристики конкретных объектов.
Перечисленные требования к системе ВКО позволяют критично взглянуть на возможности ее отдельных подсистем.
Одной из центральных проблем противодействия БПЛА является недостаточная эффективность и высокая уязвимость системы разведки. Эта проблема имеет как технические, так и организационные аспекты.
Во-первых, иерархическая система получения, распределения информации и целеуказания и управления просто не оставляет время для принятия решений.
Справочно
Традиционно сложившаяся система передачи и распределения информации от первичных РЛС к АСУ ротного, батальонного звена, затем на КП зенитных ракетных или истребительно авиационных частей, бригад ВКО чрезмерно увеличивает время передачи разведывательной информации и данных целеуказания к средствам поражения и подавления. С учетом многократно возросшей динамики боя, особенно в условиях массового применения противником БПЛА, ложных целей (по прогнозам – на одну реальную – 2-3 ложных) и возможности противника по имитации сигналов опознавания чужих ЛА, средства АСУ будут работать в перегруженном режиме, выдавая ложные трассы, вместо реальных.
В-третьих, большинство средств радиолокационной разведки являются активными и построены по совмещенной схеме - передатчик электромагнитогого излучения и приемник отраженных от целей сигналов находятся в одном месте, что делает такие средства крайне уязвимыми для ударов противника.
Справочно
Этот принцип со времен войны во Вьетнаме использовался противником для радиоэлектронного и огневого подавления РЛС. С появлением высокоточных противорадиолокационных ракет, наводимых с помощью спутниковых навигационных систем, поражение РЛС, к тому же, стало еще и безопасным для экипажей самолетов противника. Аналогичная проблема возникает и при радиоуправлении ЗУР. При этом, как показывают результаты учений с боевой стрельбой, уровень помех, выставляемый расчетами полигонов, калибруется в соответствии с техническим возможностями ЗРК по их подавлению, которые ниже значений показателей радиоэлектронного подавления по спектральной мощности, достигнутых вероятным противником.
Завершая свое выступление, я еще раз хотел бы обратить внимание на необходимость критической оценки соответствия возможностей существующих сил и средств ВКО, форм и способов боевых действий новым угрозам, связанным с возможностью массового применения противником БПЛА, других высокоточных средств. Надеюсь, что в дальнейших дискуссиях эта оценка прозвучит.