Рубеж Инжиниринг. Проектирование и производство радиолокационных систем безопасности
Продукция
  • Защита от БПЛА
  • Подавление спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАСС
  • Cистемы дистанционного оповещения
  • Сопутствующая электронная продукция
Услуги
  • Защита объектов от угроз БПЛА
    • Защита объектов транспортной инфраструктуры
    • Защита объектов флота от БВС
    • Защита объектов топливно-энергетического комплекса от БВС
    • Комплексная защита объектов от угроз беспилотных летательных аппаратов и дронов
    • Защита образовательных учреждений, мест отдыха детей, медицинских учреждений от БПЛА-террористов
    • Защити свой земельный участок от дронов и квадрокоптеров
  • Оповещение о чрезвычайных событиях и ситуациях
    • Автономное радиоканальное адресное оповещение
Наши преимущества
Компания
  • О компании
  • Документация
  • Нормативно-правовая база
  • Реквизиты
  • Вопрос ответ
  • Отзывы
  • Вакансии
Инциденты с БПЛА
Новости и статьи
Контакты
Ещё
    Задать вопрос
    RUS
    EN
    RUS
    Заказать звонок
    info@rub-in.ru
    105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 53, корпус В, этаж 5, ком. 508
    • Вконтакте
    • Telegram
    • YouTube
    RUS
    EN
    RUS
    Заказать звонок
    Рубеж Инжиниринг. Проектирование и производство радиолокационных систем безопасности
    Продукция
    • Защита от БПЛА
      Защита от БПЛА
    • Подавление спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАСС
      Подавление спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАСС
    • Cистемы дистанционного оповещения
      Cистемы дистанционного оповещения
    • Сопутствующая электронная продукция
      Сопутствующая электронная продукция
    Услуги
    • Защита объектов от угроз БПЛА
      Защита объектов от угроз БПЛА
    • Оповещение о чрезвычайных событиях и ситуациях
      Оповещение о чрезвычайных событиях и ситуациях
    Наши преимущества
    Компания
    • О компании
    • Документация
    • Нормативно-правовая база
    • Реквизиты
    • Вопрос ответ
    • Отзывы
    • Вакансии
    Инциденты с БПЛА
    Новости и статьи
    Контакты
      Рубеж Инжиниринг. Проектирование и производство радиолокационных систем безопасности
      Продукция
      • Защита от БПЛА
        Защита от БПЛА
      • Подавление спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАСС
        Подавление спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАСС
      • Cистемы дистанционного оповещения
        Cистемы дистанционного оповещения
      • Сопутствующая электронная продукция
        Сопутствующая электронная продукция
      Услуги
      • Защита объектов от угроз БПЛА
        Защита объектов от угроз БПЛА
      • Оповещение о чрезвычайных событиях и ситуациях
        Оповещение о чрезвычайных событиях и ситуациях
      Наши преимущества
      Компания
      • О компании
      • Документация
      • Нормативно-правовая база
      • Реквизиты
      • Вопрос ответ
      • Отзывы
      • Вакансии
      Инциденты с БПЛА
      Новости и статьи
      Контакты
        Рубеж Инжиниринг. Проектирование и производство радиолокационных систем безопасности
        Рубеж Инжиниринг. Проектирование и производство радиолокационных систем безопасности
        • RUS
          • Города
          • EN
          • RUS
        • Продукция
          • Назад
          • Продукция
          • Защита от БПЛА
          • Подавление спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАСС
          • Cистемы дистанционного оповещения
          • Сопутствующая электронная продукция
        • Услуги
          • Назад
          • Услуги
          • Защита объектов от угроз БПЛА
            • Назад
            • Защита объектов от угроз БПЛА
            • Защита объектов транспортной инфраструктуры
            • Защита объектов флота от БВС
            • Защита объектов топливно-энергетического комплекса от БВС
            • Комплексная защита объектов от угроз беспилотных летательных аппаратов и дронов
            • Защита образовательных учреждений, мест отдыха детей, медицинских учреждений от БПЛА-террористов
            • Защити свой земельный участок от дронов и квадрокоптеров
          • Оповещение о чрезвычайных событиях и ситуациях
            • Назад
            • Оповещение о чрезвычайных событиях и ситуациях
            • Автономное радиоканальное адресное оповещение
        • Наши преимущества
        • Компания
          • Назад
          • Компания
          • О компании
          • Документация
          • Нормативно-правовая база
          • Реквизиты
          • Вопрос ответ
          • Отзывы
          • Вакансии
        • Инциденты с БПЛА
        • Новости и статьи
        • Контакты
        info@rub-in.ru
        105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 53, корпус В, этаж 5, ком. 508
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        • Рубеж-Инжиниринг. Проектирование и производство радиолокационных систем безопасности
        • Статьи и публикации
        • Публикации
        • Оперативно-стратегические аспекты борьбы с БПЛА

        Оперативно-стратегические аспекты борьбы с БПЛА


        Оперативно-стратегические аспекты борьбы с БПЛА
        13 апреля 2021
        Публикации
        Рассматриваются современные и перспективные угрозы применения БПЛА в контексте задач ВКО, их влияние на изменение характера вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве.

        Возможность широкого применения противником в ходе воздушных наступательных операций требует выработки адекватных мер противодействия БПЛА. Для этого надо понять следующее:

        • в чем отличие БПЛА от других средств воздушного нападения?
        • влияют ли кардинально эти отличия на изменения содержания вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве? Если – да, то как?
        • в чем противоречия между возможностями существующей системы ВКО и теми изменениями содержания вооруженной борьбы, которые обусловлены возможностью широкого применения противником БПЛА в ходе воздушных наступательных операций?
        • что необходимо для того, чтобы эффективно противостоять новым угрозам?

        Обобщая известные определения можно выделить наиболее существенные признаки, присущие беспилотному летательному аппарату (БПЛА):

        • это авиационное техническое средство, не имеющее на борту человека-пилота, как правило, многоразового применения, способное целенаправленно перемещаться по воздуху с помощью собственных бортовых двигательных установок для выполнения различных функций в автономном режиме (с помощью собственной управляющей программы) или посредством дистанционного управления (осуществляемого человеком-оператором с пульта управления).

        Справочно

        Из этого следует, что к БПЛА не относятся ни какие пилотируемые человеком летательные аппараты; а также, ракеты, снаряды, бомбы (независимо от того, управляемые они или нет); аэростаты без двигателей и другие безмоторные летательные аппараты: планеры, дельтапланы, парапланы и т.п.

        Справочно

        В различных источниках можно встретить самые разные подходы к классификации БПЛА.

        • по радиусу действия, высоте полета, времени полета, взлетной массе и полезной нагрузке от «микро, малой дальности» до «тяжелых, межконтинентальной дальности»;
        • в зависимости от летно-подъёмной конструкции (самолетного или вертолетного типов);
        • по назначению: разведывательные, целеуказания, постановки помех, системы дистанционного контроля и наблюдения, комплексы воздушной ретрансляции, многоцелевые беспилотные комплексы, ударные;
        • по степени автономности полета: от управляемых дистанционно по каналам радиоуправления, до полностью автоматических, выполняющих полет в соответствии с алгоритмом, заложенным в бортовую программу;

        Кроме того, следует учитывать, что для обеспечения полета БПЛА необходим не только сам летательный аппарат, но и соответствующая инфраструктура (транспортно-пусковое устройство, средства связи и навигации, наземный пункт управления и др.). Это еще более расширяет основания для классификации и дает основание говорить уже о беспилотном авиационном комплексе или системе.

        Представляется, что главным отличительными признаками БПЛА являются его «беспилотность» и возможность многоразового и многофункционального применения.

        Отсутствие пилота – человека позволяет заложить в БПЛА те технические и тактические качества, которые ограничиваются присутствием человека, его физическими и психологическими свойствами. Среди таких качеств можно выделить:

        • возможность резкой смены траекторий полета с перегрузками во много раз, превышающими человеческие возможности и допустимые перегрузки для зенитных управляемых ракет и бортового авиационного оружия;
        • миниатюризацию конструкции и элементной базы летательных аппаратов, в целом - их размеров и, тем самым - радиолокационную и оптическую заметность, а значит и возможность быть обнаруженным и уничтоженным;
        • отсутствие ограничений по мощности и типам двигательных установок БПЛА, а следовательно - увеличению их полезной нагрузки, дальности и времени пребывания в воздухе.

        Происходит снижение себестоимости изготовления БПЛА и создаются условия для перехода к их массовому производству, а, следовательно – массовому применению.

        Одновременно развиваются системы управления дронами. Известно, что сегодня ведутся работы по созданию роботизированных сетей БПЛА с распределенными функциями, построенных на принципах, т.н. «роевого интеллекта» и способных к самоорганизации в процессе выполнения боевых задач. 

        Справочно

        В печати рассматривается такой пример:

        С началом боевых действий самолёты транспортной авиации противника, не входя в зону ПВО, сбрасывают большое количество БПЛА. Эти БПЛА организуются в сеть с заранее распределенными функциями разведки, управления, радиоэлектронного и огневого подавления, связи и ретрансляции. Часть БПЛА своими полетами «провоцируют» систему ПВО на выход в эфир и открытие огня, после чего по комплексам ПВО наноситься удар. Массовость БПЛА и некритичность к их потерям, приводит к бессмысленности борьбы с каждым БПЛА в отдельности, так как одним из ключевых свойств «роя» может являться отсутствие единого координатора и возможность передачи этой функции на любой оставшийся «в живых» БПЛА. Такие качества самоорганизующихся боевых сетей БПЛА позволят уже в начальный период подавить систему ПВО и в дальнейшем вести боевые действия, в том числе и с помощью пилотируемой авиации, не встречая эффективного сопротивления.

        Не менее важным признаком, чем «беспилотность», является «многоразовость» и «многофункциональность». Один и тот-же БПЛА путем конструктивных изменений может использоваться как многоразовая боевая платформа для выполнения самых разных задач: ударных, разведывательных, ведения РЭБ и создания перегрузки в сетях связи и управления противника; дезинформации и прорыва системы ПВО; наведения оружия и ретрансляции, и других.

        РЭБ – это комплекс мер по противодействию угрозам с использованием радиоэлектронных устройств.

        Анализируя эти тактико-технические качества БПЛА с учетом возможности их массового применения приходиться сделать следующий вывод – «при планировании, подготовке и проведении воздушной наступательной операции противником показатель «неприемлемых потерь» перестает играть ключевую роль».

        Этот вывод позволяет определить ряд оперативно-стратегических факторов, способных существенно изменить содержание вооруженной борьбы в воздушно-космическом пространстве.

        Первый - отсутствие ограничений по наращиванию сил в операции по критерию «неприемлемые потери авиации». 

        Справочно

        Эксперты считают принципиально новым в содержании вооруженной борьбы станет тот фактор, что нападающая сторона для достижения поставленной цели может пойти на весьма высокий уровень потерь своих беспилотных средств при преодолении системы ПВО. При этом, сохраняя свою пилотируемую авиацию и летный состав от уничтожения над территорией противника. Этот вывод подтверждается тем, что стоимость одного современного боевого самолета в десятки раз выше, чем аналогичного по своим боевым возможностям беспилотного летательного аппарата, не говоря уже о стоимости подготовки летчиков и в целом восполнения потерь летного состава с началом войны.

        Массовое применение БПЛА для решения ударных и обеспечивающих задач дает основание пересмотреть значение такого критерия успеха в операции, как «соотношение сил по числу самолетов», который отходит на второй план.  

        Второй - потенциальное увеличение пространственного размаха операции и ее продолжительности.

        Справочно

        Применение тяжелых БПЛА в качестве боевых многофункциональных платформ, способных длительно находиться в воздухе и нести высокоточные крылатые ракеты, позволит увеличить число высокоточных ударов вне зоны действия средств ПВО.

        Третий фактор - массовое применение в воздушной наступательной операции БПЛА и крылатых ракет может снизить значение такого параметра операции, как сосредоточение сил на каком-то конкретном направлении.

        Справочно

        «Некритичность» к потерям при преодолении системы ПВО позволит наносить массированные авиационные удары на широком фронте. Следует учитывать, что большей части БПЛА не требуется такая же аэродромная инфраструктура, радиотехническое и другие виды обеспечения, как для пилотируемой авиации. Поэтому представление о том, что направление массированных авиационных ударов будут каким-то образом привязаны к аэродромной сети и транспортной инфраструктуре частично размываются.

        Следствие этого является четвертый фактор, состоящий в том, что массовое применение относительно дешевых ударных и обеспечивающих БПЛА, особенно в составе первых эшелонов воздушных ударов способно привести к значительному увеличению плотности налетов, создать крайне сложную огневую и радиоэлектронную обстановку для средств ПВО.

        Пятый фактор – составляют, собственно, сами летно-технические характеристики БПЛА.  Очевидно, что возможности определенных классов таких средств практически мгновенно менять направление траектории движения или «зависать» в воздухе, низкая радиолокационная и оптическая заметность, превращают эти характеристики в оперативно-стратегический фактор, значительно снижающий боевые возможности средств ПВО.  

        Таким образом, следует признать, что следствиями массового применения БПЛА и высокоточных дальнобойных средств в воздушной наступательной операции могут стать:

        • более высокие плотности массированных авиационных ударов в течение продолжительного времени;
        • увеличение пространственного размаха операции с одновременным отсутствием четко выраженного направления сосредоточения сил противника;
        • вероятно невозможность точного выделения каждого эшелона из состава массированного удара и его цели;
        • к этому следует добавить жесткое радиоэлектронное подавление средств ПВО. 
        Эффективность действий группировок ПВО по отражению или срыву ВНО (МРАУ) противника планируется исходя из возможности достижения предельных значений таких показателей, как, например, «математическое ожидание числа уничтоженных целей». Сами эти показатели определяются эмпирически, исходя из анализа оперативной и боевой подготовки, руководящих документов противника или путем моделирования боевых действий. Именно необходимости достижения этих показателей отвечает структура, состав и возможности существующей системы ПВО, принципы организации управления и взаимодействия, а также ТТХ большинства современных средств ПВО.

        Справочно

        На сегодняшний день система ВКО ориентирована на массовое применение противником пилотируемой авиации. Создавалась такая система исходя из анализа угроз 60-х - 70-х годов и их перспективы на 25 – 30 лет. Эти угрозы учитывали ограничения по дальности полета СВН и их базированию, маневренным и другим возможностям. Учитывалась и готовность противника продолжать боевые действия при определенном уровне потерь пилотируемой авиации. Более того, именно с достижением этого уровня (например, такого показателя, как «математическое ожидание числа уничтоженных целей»), связываются конечные результаты действий группировок войск (сил) ПВО в операциях (боевых действиях).

        Теперь, если исходить из т.н. «некритичности» противника к потерям, уничтожение 5-10-15% СВН в ударе может не решить задачу «срыва» ВНО противника и тем более не обеспечить сохранение экономического и военного потенциала страны. Фактически приходиться говорить о совсем других цифрах – необходимости 50 и более % ущерба противнику, в том числе и путем нанесения МРАУ по его инфраструктуре.

        Это предъявляет дополнительные требования к системе ВКО.

        Прежде всего - обеспечения высокой огневой производительности. Необходимо обеспечить одновременное поражение гораздо большого, чем сегодня, числа целей, включая БПЛА. А это значит, что время реакции должно быть сокращено до минимума. Возможно в определенных условиях, до автоматического цикла, не предусматривающего участие человека: «обнаружил – уничтожил».

        Во-вторых, создания плотной, глубокоэшелонированной противовоздушной обороны, предусматривающей комплексное применение построенных на разных физических принципах и разнотипных средств обнаружения и поражения (подавления) КР и БПЛА воздушного, наземного, морского и космического базирования;

        В-третьих, надёжно функционировать в условиях жесткого радиоэлектронного подавления и применения высокоточного оружия;

        В-четвертых, ввиду принципиальной невозможности защитить все объекты в единой системе ВКО от новых средств нападения, следует создавать отдельные рубежи или зоны защиты наиболее важных объектов. Такая объектовая ПВО должна учитывать степень и характер угрозы ударов воздушного противника, а также характеристики конкретных объектов.

        Перечисленные требования к системе ВКО позволяют критично взглянуть на возможности ее отдельных подсистем.

        Одной из центральных проблем противодействия БПЛА является недостаточная эффективность и высокая уязвимость системы разведки. Эта проблема имеет как технические, так и организационные аспекты.

        Во-первых, иерархическая система получения, распределения информации и целеуказания и управления просто не оставляет время для принятия решений. 

        Справочно

        Традиционно сложившаяся система передачи и распределения информации от первичных РЛС к АСУ ротного, батальонного звена, затем на КП зенитных ракетных или истребительно авиационных частей, бригад ВКО чрезмерно увеличивает время передачи разведывательной информации и данных целеуказания к средствам поражения и подавления. С учетом многократно возросшей динамики боя, особенно в условиях массового применения противником БПЛА, ложных целей (по прогнозам – на одну реальную – 2-3 ложных) и возможности противника по имитации сигналов опознавания чужих ЛА, средства АСУ будут работать в перегруженном режиме, выдавая ложные трассы, вместо реальных.

        Во-вторых, комплексирование и интегрирование информации о воздушной обстановке, получаемой от различных средств разведки разнородной и разновидовой принадлежности реализуется фрагментарно, и то лишь на оперативно-тактическом уровне. При этом весьма полная информация целеуказания может поступать от средств радиотехнической разведки наземного, морского, воздушного и космического базирования непосредственно к огневым средствам.

        В-третьих, большинство средств радиолокационной разведки являются активными и построены по совмещенной схеме - передатчик электромагнитогого излучения и приемник отраженных от целей сигналов находятся в одном месте, что делает такие средства крайне уязвимыми для ударов противника.

        Справочно

        Этот принцип со времен войны во Вьетнаме использовался противником для радиоэлектронного и огневого подавления РЛС. С появлением высокоточных противорадиолокационных ракет, наводимых с помощью спутниковых навигационных систем, поражение РЛС, к тому же, стало еще и безопасным для экипажей самолетов противника. Аналогичная проблема возникает и при радиоуправлении ЗУР. При этом, как показывают результаты учений с боевой стрельбой, уровень помех, выставляемый расчетами полигонов, калибруется в соответствии с техническим возможностями ЗРК по их подавлению, которые ниже значений показателей радиоэлектронного подавления по спектральной мощности, достигнутых вероятным противником.

        В-четвертых, автоматизированный (не автоматический) по своей сути принцип построения современных средств ПВО, ставит их эффективность практически в прямую зависимость от достоверности, получаемой человеком информации о сложной, крайне динамичной и непредсказуемой обстановке. Это значительно увеличивает время реакции, особенно при больших угловых скоростях и ускорениях цели, что особенно характерно для БПЛА.

        Завершая свое выступление, я еще раз хотел бы обратить внимание на необходимость критической оценки соответствия возможностей существующих сил и средств ВКО, форм и способов боевых действий новым угрозам, связанным с возможностью массового применения противником БПЛА, других высокоточных средств. Надеюсь, что в дальнейших дискуссиях эта оценка прозвучит.



        Задайте вопрос или оставьте запрос и наш эксперт ответит вам в ближайшее время

        Отправить заявку

        Подписаться на
        рассылку

        Будьте в курсе последних новостей отрасли

        Подписаться

        Предлагаемые решения

        Комплексная защита объектов от угроз беспилотных летательных аппаратов и дронов
        Комплексная защита объектов от угроз беспилотных летательных аппаратов и дронов
        Стремительное развитие рынка беспилотников и их доступность на открытом рынке привели к тому, что системы начали применяться в опасных и не законных целях.

        Оборудование

        • БАРЬЕР РИ 1.0. Устройство защиты объектов от БПЛА.
          БАРЬЕР РИ 1.0. Устройство защиты объектов от БПЛА.
          В наличии
          По запросу
          Подробнее
        • барьер радиолокационный комплекс фото
          БАРЬЕР РИ 1 Н. Всенаправленного действия. Устройство блокировки каналов глобальной навигационной спутниковой системы.
          В наличии
          По запросу
          Подробнее

        Команда


        Назад к списку
        Под контентом
        Услуги
        Защита объектов от угроз БПЛА
        Оповещение о чрезвычайных событиях и ситуациях
        Продукция
        Защита от БПЛА
        Подавление спутниковых навигационных систем GPS, ГЛОНАСС
        Cистемы дистанционного оповещения
        Сопутствующая электронная продукция
        Компания
        О компании
        Документация
        Нормативно-правовая база
        Реквизиты
        Вопрос ответ
        Отзывы
        Вакансии
        Наши преимущества
        Пресс-центр
        Контакты
        Вопрос-ответ
        Подписка на рассылку
        Заказать звонок
        info@rub-in.ru
        105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 53, корпус В, этаж 5, ком. 508
        • Вконтакте
        • Telegram
        • YouTube
        Политика конфиденциальности
        ООО «Рубеж Инжиниринг» © 2023 Все права защищены. При копировании материалов обязательна открытая для индексирования ссылка на сайт www.rub-in.ru
        Заказать звонок
        Написать сообщение