Являясь уникальным регионом, обладающим крайне суровыми климатическими условиями и при этом колоссальными количествами неразработанных энергоресурсов, Арктическая зона представляет собой наиболее перспективное направление для роста сырьевой экономики страны.
В связи с развитием промышленной и транспортной инфраструктуры в полярных регионах возросла необходимость в обеспечении безопасности комплексных, многофункциональных объектов, характеризующихся большим количеством распределенных элементов сложной функциональности и интеграции со смежными инженерно-техническими подсистемами и каналами связи. Безопасность таких критически и стратегически важных объектов транспортной инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса, отнесенных указом президента РФ и постановлениями Правительства РФ к категории высокорисковых, для природных, техногенных и социальных сфер является одной из важнейших составляющих общественной безопасности.
Какие объекты транспортной инфраструктуры относятся к сложным?
Анализ реализации нормативных требований безопасности показывает, что в первую очередь системами комплексной безопасности должны оснащаться объекты тех отраслей в полярных регионах, которые имеют нормативную базу для создания таких систем, там, где деятельность в этом направлении жестко контролируется государственными органами.
Нормативная база для решения проблем безопасности сформировалась наиболее полно в соответствии с ФЗ-16 от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности" и ФЗ-256 от 21.07.2011 г. "О безопасности объектов ТЭК". Для обеспечения надлежащего уровня безопасности таких объектов необходимо разработать практические меры обеспечения безопасности для каждого объекта или группы объектов на основе проведения анализа их уязвимости. Эта работа проводится в соответствии с Федеральным законом ФЗ-16 от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности" и постановлением Правительства РФ от 16 июля 2016 г. № 678 "О требованиях по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств морского и речного транспорта".
Наиболее сложные объекты транспортной инфраструктуры (ОТИ) в данном случае, согласно ст. 1 п. 5 ФЗ-16 от 09.02.2007 г. "О транспортной безопасности", – это "искусственные острова, установки и сооружения, в том числе созданные на основе морских плавучих (передвижных) платформ, расположенные во внутренних морских водах, в территориальном море, исключительной экономической зоне и на континентальном шельфе РФ". Такие сложные объекты, как морские стационарные платформы (МСП), являются точками повышенных комбинированных, интегрированных рисков и требуют комплексного подхода к внедрению современных распределенных систем комплексной безопасности. К основным направлениям формирования эффективных систем безопасности сложных объектов относятся:
- обеспечение адекватности систем безопасности сложных объектов угрозам;
- разработка систем безопасности, обеспечивающих защиту от возможных угроз;
- обеспечение требований по защищенности самой системы безопасности сложных объектов.
Приоритет на информационной безопасности
Особую актуальность приобретает проблема защиты МСП от проведения АНВ или теракта с использованием единого информационного пространства, поскольку для функционирования и управления такими сложными объектами информация играет ключевую роль в обеспечении анализа ситуации в реальном масштабе времени и принятия обоснованного решения для эффективного управления технологическим оборудованием объекта и его системами безопасности. Современные информационные и телекоммуникационные системы и сети посредством сбора, обработки, анализа и распределения информации дистанционно с материка обеспечивают реализацию информационной технологии поддержки принятия решений и виртуализацию управленческих процессов, поскольку система обеспечивает обмен информацией между руководителями субъектов и ОТИ независимо от их местоположения.
Единое информационное пространство позволяет лицу, принимающему решения, понять и оценить ситуацию в реальном масштабе времени, определить порядок действий и довести его до персонала объекта и сил безопасности. Поэтому самыми уязвимыми компонентами инфраструктуры являются телекоммуникационные сети, а обеспечение их информационной безопасности должно стать одним из приоритетных направлений.
Уязвимость телекоммуникационной сети плавучих платформ
Во время гибридной войны и нефтяного кризиса среда информационного обмена для любых объектов транспортной инфраструктуры и топливно-энергетического комплекса как стратегически и критически важных для РФ кардинально меняется и трансформируется во враждебную, характеризуемую широким спектром угроз несанкционированного доступа к информации. Это обуславливается бескомпромиссностью информационной войны и антагонизмом преследуемых ею целей, динамичностью информационной среды, широким применением ранее считавшихся запрещенными приемов и методов разрушения информации или ее подмены ложной. В этих условиях если безопасность телекоммуникационной сети не будет гарантированно обеспечена, она станет бесполезной для принятия управленческих решений.
При нарастании уровня угроз обеспечение безопасности телекоммуникационной сети плавучих платформ становится сложной и многогранной проблемой, так как беспроводные сети не только уязвимы для атак, но и содержат явные и вторичные признаки пользователей, что позволяет нарушителям – реализаторам АНВ добывать важную информацию о сети и намерениях органов управления. Скрытие сети, как и полное исключение ее доступности, для такого удаленно функционирующего объекта, как МСП, невозможно. Кроме того, антагонистическая окружающая сетевая среда предполагает новые информационные угрозы, которые ранее не были свойственны телекоммуникационным сетям, например компрометацию узлов связи.
Скомпрометированный узел – это свой узел, которым управляет нарушитель – реализатор АНВ. Следовательно, против атак, исходящих изнутри сети, все традиционные решения проблемы ее безопасности неприемлемы. Использование криптографической защиты в этих условиях не имеет смысла, поскольку скомпрометированный узел имеет доступ к ключам и шифрам. Телекоммуникационные сети позволяют руководителям субъектов и ОТИ обмениваться информацией независимо от их местоположения, но, если безопасность сети нарушена, нарушитель способен вмешаться в процесс выработки и принятия решения. Информация может быть перехвачена, задержана или изменена, следовательно нарушается ситуационная осведомленность и адекватное восприятие обстановки. Если эта информация будет противоречить обстановке, принимаемые в соответствии с ее оценкой решения будут неправильными, необоснованными или отсроченными, что позволит нарушителям – реализаторам АНВ добиться своей цели.
БЛА как источник угроз сложным объектам
Проблема обеспечения безопасности информации, решение задачи создания устойчивой к нападениям телекоммуникационной сети МСП, автономно функционирующей от материковых структур, в настоящее время тесно связана с широким применением беспилотных летательных аппаратов (БЛА), которые могут быть использованы для проведения АНВ. МСП являются одними из потенциальных объектов террористических угроз или проведения АНВ (в том числе с политическими целями "Гринписом") с использованием БЛА, которые могут быть применены для реализации следующих видов угроз сложным объектам транспортной инфраструктуры и ТЭК:
- электрическим сетям (механическое повреждение ЛЭП, распределительных подстанций и другого оборудования электрических сетей, распыление или разбрасывание токопроводящих материалов с целью создания короткого замыкания, повреждение опор и других несущих конструкций ЛЭП);
- связи и вещанию (механическое повреждение антенно-фидерных устройств, мачт, столбов связи, распыление электропроводящих материалов для создания пассивных помех средствам связи и вещания, разбрасывание около приемников средств связи и вещания передатчиков активных помех);
- постановки помех, силовых электромагнитных излучений (ЭМИ), перехвата информации и ее искажения, перехвата управления с использованием БЛА как ретранслятора;
- технологическому оборудованию (механическое повреждение трубопроводов, силовых и сигнальных кабелей, осветительных приборов, технических средств охраны и т.д., разгерметизация емкостей, поджог хранилищ горючего и смазочных материалов, выведение из строя систем вентиляции, охлаждения, водоочистки и водоподготовки и других жизненно важных элементов инфраструктуры сложного объекта).
Конструктивные особенности одного из видов МСП представлены на рис. 1.
Сценарии АНВ или терактов с применением БЛА
Для проведения АНВ или терактов против МСП доставка нарушителей и их снаряжения в Арктике возможна судами ледового класса. Наиболее вероятным является применение для АНВ или терактов БЛА вертолетного типа корабельного базирования. Применение легких коммерческих БЛА и БЛА кустарного производства практически невозможно из-за метеоусловий, неустойчивой работы радиосвязи, радионавигационного оборудования, магнитных и гиромагнитных компасов. На рис. 2 представлен возможный способ проведения АНВ или терактов против МСП с использованием БЛА. Для достижения эффекта неожиданности полет БЛА будет происходить по программе с применением инерциальной и спутниковой систем наведения, в режиме радиомолчания.
При этом для "ослепления" радара и пеленгатора МСП может быть использован дополнительный БЛА-постановщик помех, запущенный заблаговременно в направлении платформы. Информация о частотах, на которых работают радар и пеленгатор МСП, может быть получена БЛА-разведчиком, который применяется перед проведением АНВ или терактов. Велика вероятность того, что ни радар, ни пеленгатор МСП не смогут обнаружить ударный БЛА и подать сигнал тревоги.
Средства полуактивной локации для обеспечения безопасности МСП
Для решения описанной проблемы предлагается использовать средства полуактивной локации, позволяющие скрытно получать информацию об объектах, находящихся в воздухе. Эта технология прошла апробацию на спецобъектах и может быть рекомендована для внедрения на ОТИ и объектах ТЭК, в том числе МСП.
К подобным средствам относится комплексы, построенные на принципах пассивной локации, использующие сигналы сторонних источников электромагнитного излучения (базовых станций сотовой связи, цифрового эфирного телевидения и других передающих центров аналогового и цифрового вещания). Такие комплексы могут применяться не только для обеспечения безопасности МСП, но и для постоянного мониторинга надводного, наземного и прилегающего воздушного пространства в районах нахождения сухопутных объектов ТЭК в интересах недопущения противоправного проникновения в установленные границы безопасности БЛА, автомобильного транспорта, людей и животных. Это обеспечивает целый ряд преимуществ, дающих основание предложить применение комплексов для обеспечения охраны различных объектов, направлений и рубежей, а также контроля воздушного пространства (с учетом лавинообразного роста числа летательных аппаратов различной конструкции и отсутствия действенного контроля за ними). На рис. 3 представлена схема функционирования такого комплекса, а на рис. 4 – формирование зон обнаружения.
Применяемая технология позволяет обеспечить:
- круглосуточный всепогодный контроль доступа на охраняемые объекты;
- полную экологичность (применяемые технические средства не излучают электромагнитную энергию и не создают радиоэлектронные помехи другим РЭС);
- информационную и технологическую совместимость с любыми другими средствами обнаружения, связи, управления и отображения, применяемыми на объектах ТЭК;
- совместимость с другими средствами обнаружения и нейтрализации БЛА;
- низкую стоимость развертывания и эксплуатации (для развертывания системы защиты в полном объеме задействуются элементы конструкций, применяемые на объектах ТЭК);
- автономность работы (возможность автоматического пресечения полета БЛА).
Вопросы, которые требуют решения
Телекоммуникационные сети МСП весьма уязвимы для атак противника, а разные сценарии нападения на них, в том числе с использованием БЛА, отличаются по степени опасности и последствиям. Следует понимать, что информационные сети и системы МСП имеют свою специфику, которая обусловлена критическим характером этих объектов и значительным масштабом последствий от снижения уровня защиты информации и безопасности связи, что может привести к ущербу в результате реализации АНВ или терактов, который приобретет федеральный или международный уровень.
В настоящий момент в нашей стране сформирована действенная нормативно-правовая и технологическая основа, позволяющая системно и эффективно решать задачи обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры – ФЗ-16 "Транспортная безопасность" и ФЗ-256 "Безопасность объектов топливно-энергетического комплекса". Вместе с тем, в данной сфере существуют вопросы, требующие систематизации, комплексного анализа и незамедлительного решения, в том числе пробелы и нестыковки действующего законодательства, проблемы в области правоприменительной практики. Для обеспечения реализации ПП № 969 от 25 сентября 2016 г. "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения транспортной безопасности и правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности" необходимо сформировать комплекс стандартов, учитывающих специфические условия эксплуатации новых видов оборудования и систем безопасности, используемых предприятиями ТЭК в полярном регионе РФ. Описываемыми системами комплексной безопасности должны оснащаться не только объекты в Арктике, но и центры информационных технологий связи и защиты информации в крупных городах.
Николай Махутов
Руководитель комиссии РАН по техногенной безопасности, член-корреспондент РАН, д.т.н., профессор
Владимир Балановский
Член бюро комиссии РАН по техногенной безопасности, действительный член ВАНКБ и АПК, профессор Академии военных наук
Андрей Демидюк
Научный руководитель ООО "РУБЕЖ-ИНЖИНИРИНГ", д.в.н., профессор, действительный член академии военных наук
Антон Прокопчук
Начальник центра информационных технологий связи и защиты информации ГУ МВД России по г. Москве
Алексей Авдонов
Генеральный директор ООО "Интерправо Инвест"
Леонид Балановский
Руководитель подразделения ГАУ "МосжилНИИпроект"