Современные технологии обеспечили возможность реализации немыслимых в прошлом проектов. Так колоссальные возможности в самых различных сферах человеческой деятельности открыли технологии, связанные с применением роботизированных комплексов. Современные беспилотные транспортные средства уже сейчас применяются для перевозки людей и доставки грузов, в сфере мониторинга и безопасности. Бесспорными лидерами среди таких средств, бесспорно, являются беспилотные воздушные суда.
Однако, как это обычно всегда и происходило в истории, появление новых технологий сопровождается как исключительно мирными и созидательными задачами, так и деструктивными, противоправными. Сегодня с помощью беспилотников злоумышленники могут собирать информацию, совершать террористические акции, наносить физический вред объектам промышленным и объектам социальной инфраструктуры, создать угрозы для жизни людей и т. д.
Беспилотные воздушные суда как источник угрозы объектов ТЭК
Особенно катастрофическими последствия применения БВС могут быть в отношении потенциально опасных объектов, и, в первую очередь – объектов топливно-энергетического комплекса. При этом такая угроза становиться все более актуальной. Это связано, с одной стороны - с совершенствованием технических характеристик самих БВС (увеличение скорости и маневренных возможностей, грузоподьемности, дальности полета, емкости аккумуляторных батарей), с другой – развитием технологий управления беспилотниками (включая особые режимы помехозащищенности каналов управления), возможностью совершать ими автономные полеты в соответствии с введенными в бортовые программы полетными заданиями.
Как первое, так и второе, делает БВС универсальным защищенным средством, позволяющим не только эффективно при минимальной стоимости затраченных ресурсов выполнить любую преступную задачу (разрушить трубопроводы, нефте-, газохранилища, заводское оборудование по переработке сырья, поразить персонал), но остаться его владельцу (оператору) неуязвимым для правоохранительных органов. Стоимость самого дорого «дрона» неизмеримо ниже, чем тот ущерб, который он может нанести, в том числе за счет фото/видео или радиотехнического сбора сведений коммерческого и государственного характера.
Давайте вспомним только некоторые события, связанные применением БВС за последние 3 года:- 2019 год. «Атака на миллиард: каким образом 300-долларовые дроны смогли парализовать добычу одной из крупнейших нефтяных держав».
- 2020 год. «Неустановленные беспилотники вторглись в пространство над крупнейшей атомной электростанцией в США».
- 17 января 2022. «Йеменское движение «Ансар Аллах» атаковало объекты на территории ОАЭ. Были нанесены удары расположенному рядом со столицей хранилищу Национальной нефтяной компании ADNOC и по терминалу международного аэропорта Абу-Даби. По предварительной информации, удары были нанесены с помощью БВС иранского производства». Подробнее.
- 18 января 2022. «Таинственные дроны над шведскими АЭС: к расследованию подключились спецслужбы».
Методы защиты объектов от беспилотников и дронов
Обстановка вокруг объектов топливной промышленности, особенно находящихся на приграничных территориях, демонстрирует наличие возросшей вероятности совершения угрожающих действий с применением БВС.Минэнерго РФ с 2020 года работает над правовым регулированием ограничения полетов беспилотников над объектами ТЭК.
В ходе заседании рабочей группы по противодействию терроризму на объектах ТЭК поднимался вопрос совершенствования действующего законодательства в части регулирования вопросов защиты объектов ТЭК от несанкционированного использования беспилотных летательных аппаратов.
Одновременно и сами предприятия топливной промышленности, НПЗ, энергетические предприятия предпринимают шаги к усилению защиты и прочности зданий, в которых размещены критически-важные узлы производства. Однако большинство этих мер направлено на физическую защиту самих зданий (сооружений) от непосредственных ударов «дронов» и других угроз. Как правило, они не затрагивают и не предусматривают превентивные аспекты противодействия БВС, прежде всего такие, как радиоэлектронное прикрытие и защита объектов ТЭК.
А ведь известно, что только комплексная система безопасности, основанная на предупреждении, локализации и нейтрализации угроз по-настоящему может считаться надежной.
Решение задачи превентивной защиты объектов ТЭК от угроз связанных с применением БВС может быть осуществлено только на основе специального радиоэлектронного оборудования, блокирующего возможности управления и позиционирования беспилотников непосредственно над объектом и на подступах к нему.
Такое оборудование должно обеспечивать круглосуточную, всепогодную защиту от угроз применения «дронов» по объектам добычи, трубопроводам и нефте-, газоперерабатывающим предприятиям; обеспечивать эффективный контроль воздушного пространства; иметь возможность интегрироваться в уже созданные системы безопасности; обладать высокой степенью надежности, безопасности для персонала и окружающей среды; быть экономичным и обеспечивать оперативный монтаж, простоту настройки и эксплуатации.
Важным является и требование к автоматическим режимам работы оборудования защиты объектов от БВС. Это связано с тем обстоятельством, что летно-технические характеристики современных БВС, их скорости и возможности мгновенно менять траектории полета, зачастую просто не оставляют время дежурным службам на принятие решения на применение средств противодействия беспилотным летательным аппаратам.
Дополнительные сложности обнаружения мини-БВС
Следует отметить, что среди всех БВС различного назначения и классов, наибольшую сложность для противодействия на сегодняшний день представляют именно миниатюрные модели «дронов». И это при том, что количество таких БВС на рынке достигает 95-98% от общего числа беспилотников. Основные причины этого кроются в следующем:- крайне малая для традиционных средств обнаружения летательных аппаратов радиолокационная и оптическая заметность мини-БВС, связанная с миниатюрными размерами «дронов», особенностью их окраски и работы двигателей;
- возможность выполнения полетов на предельно низких высотах, с огибанием рельефа местности, зданий и сооружений;
- высокие скорости, возможность практически мгновенно менять высоту и направление полета, «зависать» в воздухе; юркость;
- применяемые высокоэффективные меры радиоэлектронной защиты каналов управления и навигации беспилотника, а также возможность совершения полностью автономного полета (в режиме «радиомолчания»).
Все это делает особенно актуальным разработку эффективных средств и способов обнаружения, идентификации и радиоэлектронного блокирования «дронов» мини- и микро-классов.
Решения «Рубеж-Инжиниринг»
Многофункциональный Комплекс защиты объектов «БАРЬЕР РИ 2.0», автономные устройства защиты объектов «БАРЬЕР РИ 1.0» и «БАРЬЕР РИ Н».
Многофункциональный Комплекс защиты объектов (МКЗО) от беспилотных воздушных судов «Барьер РИ 2.0» обеспечивает всепогодный и круглосуточный контроль воздушного пространства над контролируемым объектом, его радиоэлектронное прикрытие и радиоэлектронное блокирование мини-БВС в автоматическом или автоматизированном режимах.Интеллектуальный алгоритм излучения помех позволяет добиться низкого энергопотребления оборудования и минимального уровня мощности сигналов. Оборудование обеспечивает обнаружение и радиоэлектронное подавление основных типов миниатюрных БВС (типа «Phantom-4») на удалении – до 1000 м, осуществляющих полет как в дистанционно управляемом, так и в автономном режиме.
Алгоритм работы МКЗО состоит в следующем:
- Группа радиопередатчиков малой мощности создают сплошное электромагнитное поле «подсвета» непосредственно в районе охраняемого объекта.
- Распространение электромагнитной энергии происходит в вертикальной плоскости, что позволяет: добиться максимальной энергии сигнала в луче облучения, исключить воздействие на сторонние средства связи, соблюсти санитарные нормы.
- Информация об обнаруженной цели и ее параметрах отображается на устройствах визуализации (компьютер, планшет, смартфон) для принятия решения оператором (при необходимости) или автоматического переключения передатчиков в режим «радиоэлектронное подавление».
- После обнаружения цели передатчики переключаются в режим радиоэлектронного подавления каналов навигации и управления БВС в ручном или автоматическом режиме.
- После того, как БВС прекращает управляемый полет, передатчики комплекса, автоматически переключаются в дежурный режим «подсвета».
Аналогичными характеристиками радиоэлектронного подавления обладают автономные устройства радиоэлектронного блокирования каналов управления БВС – «БАРЬЕР РИ 1.» и навигации – «БАРЬЕР РИ Н».
Отличие наших технических решений от любых других предложений состоит в том, что мы предлагаем СИСТЕМЫ ПОСТОЯННОЙ ГОТОВНОСТИ. Наш основной принцип – система защиты объекта от БВС должна быть надежной и постоянной, не требовать обслуживания, не мешать работе других РЭС объекта.
Изделия «БАРЬЕР РИ 1.0» и «БАРЬЕР РИ Н» в отличии от всех других устройств аналогичного назначения не предполагаю необходимости «ждать» и «искать» «дрон». Радиоэлектронное прикрытие создается по принципу постоянного непроницаемого купола над объектом. Причем количество таких изделий и излучаемая мощность устройств варьируется в зависимости от площади и особенностей конфигурации защищаемого объекта.
Комплекс может быть интегрирован в существующие системы контроля и безопасности объекта ТЭК, сопрягаться с любыми другими средствами обнаружения и нейтрализации БВС.
Предусмотрена возможность комплексного применения изделий «БАРЬЕР РИ» при обнаружении и радиоэлектронном блокировании нескольких, одновременно атакующих объект БВС!
Компетенции компании «Рубеж-Инжиниринг»
Наша компания имеет многолетний опыт в области защиты объектов от угроз БВС, в том числе опыт разработки и внедрения комплексных систем безопасности. Мы готовы предложить Вам решения по защите объектов от беспилотников.Мы обладаем необходимой технической базой, штатом квалифицированных специалистов и опытом успешной реализации проектов по защите объектов от угроз беспилотных воздушных судов. Компания «Рубеж-Инжиниринг» предлагает заказчику услуги по проектированию, монтажу, пуско-наладке и обслуживанию комплексов и систем защиты от дронов. Для уточнения информации свяжитесь с нашими специалистами по телефону.
Заключение
Обеспечение средствами защиты от БВС топливно-энергетического комплекса имеет первостепенную важность в разрезе обеспечения безопасности страны в целом. Участившиеся случаи атаки, проведения разведки, наблюдения за объектами ТЭК говорит о росте и актуальности таких угроз сегодня и в будущем.Комплекс «Барьер РИ 2.0» и автономные устройства «Барьер РИ 1.0» и «Барьер РИ Н» функциональные, надежные и эффективные средства решения этой проблемы.