Пандемия короновируса, а также особые условия, связанные с СВО, повлекли за собой кризис индустрии воздушных пассажирских перевозок. Начался рост цен на топливо и обслуживание авиапарка, стали закрываться аэропорты. Несмотря на всё это, многие по-прежнему предпочитают авиаперелеты как наиболее быстрый и удобный способ перемещения.
До недавнего времени не в полной мере учитывалось негативное влияние «незаконно-летающих» беспилотников в аэропортах: будь то непрофессиональное пилотирование или преднамеренные провокации, атаки БПЛА на инфраструктуру аэропортов и воздушные суда.
Беспилотные летательные аппараты в зонах с жесткими ограничениями представляют собой огромный риск безопасности людей, приводят к отмене рейсов и сбоям работы аэропортов в целом.
Попытаемся оценить – во сколько в действительности обходятся вторжения БПЛА аэропортам, авиакомпаниям и пассажирам.
Используя данные из открытых источников, мы отметили несколько важных моментов:
Во-первых, это затраты пассажиров. Средняя стоимость авиаперелетов по России экономклассом в мае 2023 выросла до максимума с 2000 года – на 28%, следует из данных Росстата. С начала 2023 года цена таких полетов увеличилась более чем на 30% - до 15 650 рублей в обе стороны. Пассажиры теряют 2034 рубля за каждый час задержки при угрозе проникновения беспилотников в воздушное пространство, а это – почти 13% от стоимости билета. Во-вторых, как следствие, отдельным пунктом стоит отметить сопутствующий ущерб в виде пропущенных стыковочных рейсов или пропажи багажа.
Стоимость задержки рейса из-за действий БПЛА для авиакомпаний.
«Из-за атак беспилотных летательных аппаратов в Москве авиакомпаниям приходится вносить изменения в маршруты, которые требуют дополнительных расходов со стороны перевозчиков» - заявил в интервью РБК гендиректор лоукостера «Победа» Дмитрий Тыщук.
Суммарная чистая прибыль 27 ведущих российских пассажирских авиакомпаний по результатам 2022 года составила 88 млрд. рублей. На этом фоне убытки от задержек могут показаться незначительными. Однако, тенденция неутешительна: повсеместно фиксируется общее увеличение числа случаев обнаружения беспилотников в зоне безопасности аэропортов. По последним данным, столичный регион подвергается атакам БПЛА с 3 мая 2023 года. В общей сложности, угрозы безопасности фиксировались более 25 раз, что привело к сотням задержанных и отменённых рейсов, созданию паники среди пассажиров.
Решение по защите аэропортов от угроз БПЛА.
На данный момент очевидный ответ заключается в максимально пристальном внимании всех служб безопасности аэропортов к проблеме вторжения беспилотников. Только зарегистрированных коммерческих летательных аппаратов в нашей стране насчитывается порядка 90 тысяч единиц. Но подавляющее большинство БПЛА не легализовано, а это означает, что реальная цифра – в разы больше.
Какие меры надо предпринять для сокращения данных потерь?
Во-первых, аэропорты должны действительно понимать, – с какими рисками они сталкиваются. Для этого необходимо собирать и систематизировать данные о текущей активности беспилотников и составлять картину закономерности возникновения внештатных ситуаций. Подобная модель угроз поможет приступить к следующему шагу, а именно – разработке плана обеспечения безопасности, которая будет отвечать вашим потребностям.
Во-вторых, новые вызовы безопасности граждан и объектов дают стимул для развития средств борьбы с этим видом угроз. Аэропортам необходимо инвестировать в постоянное совершенствование системы безопасности воздушного пространства, исходя из анализа полученной информации, и своевременного соблюдения практических рекомендаций.
Наконец, аэропорты должны быть наготове к потенциальным угрозам. Пристальное внимание за развитием беспилотной индустрии, готовность к решению проблемы до её возникновения – лучший способ не быть застигнутым врасплох.
Решения «Рубеж-Инжиниринг» по защите аэропортов от угроз БПЛА.
Компания «Рубеж-Инжиниринг» предлагает услуги по проектированию, производству и поставке оборудования по защите аэропортов от противоправного применения беспилотников и дронов в рамках задач по обеспечению антитеррористической безопасности.
Компетенции компании «Рубеж-Инжиниринг»
Компания «Рубеж-Инжиниринг» имеет необходимые компетенции в области разработки и производства систем противодействия и подавления беспилотных летательных аппаратов. Среди них можно выделить:
- Наличие компетенций в области производства средств радиоэлектронной борьбы;
- Наличие компетенций в области разработки специализированного программного обеспечения (микроконтроллеров и систем визуализации данных);
- Наличие комплексных исследований в области радиофизики.
Тактический комплект защиты объектов от БПЛА «Барьер РИ Купол» предназначен для предотвращения проникновения в воздушное пространство над охраняемым объектом БПЛА путем радиоэлектронного подавления их каналов радиоуправления и навигации.
Тактический комплект защиты «Барьер РИ Купол» обеспечивает:
- Своевременное обнаружение БПЛА;
- Сплошную или конфигурируемую зону защиты объекта;
- Автоматический/автоматизированный режим управления радиоэлектронным блокированием каналов управления и навигации БПЛА;
- Низкое энергопотребление;
- Соответствие санитарным нормам;
- Надежное функционирование в стационарном и мобильном варианте исполнения.
Базовые принципы работы оборудования:
Энергетические и радиочастотные параметры сигналов, а также методы его работы, позволяют разворачивать его на прикрытии специальных объектов, имеющих критические ограничения для работы других радиотехнических средств, таких как аэропорты, без угрозы влияния на высокоточное оборудование систем связи и навигации.
Наши решения позволяют организовать масштабные зоны защиты объектов от БПЛА путем размещения изделий «Барьер РИ Купол» на любых стационарных конструкциях, а также обеспечивают защиту любых подвижных объектов.