С каждым днем технология производства дронов становится все совершенней. Применение дронов в различных отраслях настолько широко распространяется, что приводит к появлению новых угроз, в том числе и для безопасности объектов Минтранспорта.
Транспортный комплекс России включает в себя множество отраслей: железнодорожный транспорт, автомобильный, все виды водного (речной, морской, внутри водоемов), трубопроводный, городской и промышленный. Основное стратегическое назначение комплекса состоит в обеспечении непрерывного взаимодействия между людьми различных областей хозяйствования. В случае нарушения целостности транспортной инфраструктуры невозможно функционирование рынка в целом, что важно как для государства, так и для общества в целом. Развитие комплекса и обеспечение его непрерывного функционирования в условиях технологической трансформации угроз терроризма является основной стратегической задачей Российской Федерации.
Потенциальные угрозы
Согласно Приказу Минтранса РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 5 марта 2010 г. N 52/112/134 "Об утверждении Перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" выделяют следующие виды угроз:
-
Угроза захвата.
-
Угроза взрыва.
-
Угроза размещения или попытки размещения на ОТИ и/или ТС взрывных устройств.
-
Угроза поражения опасными веществами.
-
Угроза захвата критического элемента ОТИ и/или ТС.
-
Угроза взрыва критического элемента ОТИ и/или ТС.
-
Угроза размещения или попытки размещения на критическом элементе ОТИ и/или ТС взрывных устройств.
Основная задача управления транспортной безопасности
Основной задачей деятельности управления является реализация комплекса мер, направленных на обеспечение защищенности объектов транспортной инфраструктуры в сфере дорожного хозяйства, автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта и транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (далее - ОТИ и ТС) в установленной сфере деятельности от актов незаконного вмешательства, а также реализация полномочий Росавтодора в области гражданской обороны и противодействия терроризму (согласно Приказу № 62 «Об утверждении Положения об Управлении транспортной безопасности Федерального дорожного агентства» от 01 апреля 2021).
Нормативно-законодательная база обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры от угроз БПЛА
- Федеральные законы
o № 195-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в связи с обеспечением транспортной безопасности» от 27.07.2010
o № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007
o № 16-ФЗ Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 09.02.2007
- Акты Правительства РФ
o Постановление № 2201 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, …» от 21.12.2020
o Постановление № 1642 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)…» от 08.10.2020
o Постановление № 1640 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств…» от 08.10.2020
- Акты Минтранса РФ
o Приказ № 52 «Об утверждении перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» от 05.03.2010
o Приказ № 34 «Об утверждении порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств» от 11.02.2010
o Приказ № 215 «Об утверждении Административного регламента Федерального дорожного агентства предоставления государственной услуги по утверждению планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры …» от 09.07.2012
Компетенции компании "Рубеж-Инжиниринг"
Компания «Рубеж-Инжиниринг» имеет необходимые компетенции в области разработки и производства систем противодействия и подавления беспилотных летательных аппаратов. Среди них можно выделить:
- Наличие компетенций в области производства средств радиоэлектронной борьбы;
- Наличие компетенций в области разработки специализированного программного обеспечения (микроконтроллеров и систем визуализации данных);
- Наличие комплексных исследований в области радиофизики.
Многофункциональный комплекс защиты объектов от дронов
Многофункциональный комплекс БАРЬЕР РИ 2.0 способен обеспечить безопасность объектов транспортной инфраструктуры даже в сложных погодных условиях.
Состав комплекса для выявления угроз:
• многоканальный радиолокационный датчик движения
• радиочастотный идентификатор
• модуль управления
• модуль для распознавания видео (дополнительно)
Состав комплекса для борьбы с угрозами:
• модуль-источник для прерывания коммуникации оператора и беспилотника:
• модуль управления
• устройства для передачи видеоданных
• модуль навигации
Комплекс «БАРЬЕР РИ 2.0». Технические характеристики
«БАРЬЕР РИ 2.0» имеет до 16 каналов обнаружения и нейтрализации, которые обеспечивают зону противодействия БПЛА до 5 км2. При этом скорость обнаруживаемых целей находится в пределах: 1 – 30 м/с. Все это обеспечивает дальность обнаружения цели с ЭПР 0,01 м2 не менее 600 метров, высота не менее 500 метров. Комплексное решение функционирует по принципу подавления каналов управления, навигации и видеотрафика БПЛА.
«БАРЬЕР РИ 2.0». Преимущества
К основным преимуществам БАРЬЕР РИ 2.0 следует отнести:
- Обнаружение, идентификация и радиоэлектронное подавление каналов управления и навигации БПЛА в автоматическом или автоматизированном режиме;
- Интеллектуальным алгоритм излучения помех БАРЬЕР РИ 2.0 позволяет добиться низкого энергопотребления без необоснованного повышения мощности подавления сигнала;
- Обеспечивает защиту от угроз БПЛА, как точечных и площадных ОТИ (вокзалы, тоннели, мосты);
- БАРЬЕР РИ 2.0 сконструирован с учетом необходимости мешающих воздействий на средства широкой связи и вещания и имеют направленный характер, что обеспечивает бесперебойную работу персонала ОТИ, ТС, служб безопасности;
- Возможность использовать комплекс в связке с другими средствами борьбы;
- Возможность 24/7 контролировать безопасность объекта;
- Малый вес и неприметность.
«БАРЬЕР РИ 1.0». Устройство защиты объектов от угроз БПЛА
Оперативным и простым решением для обеспечения безопасности ОТИ от угроз БПЛА является БАРЬЕР РИ 1.0.
БАРЬЕР РИ 1.0, БАРЬЕР РИ 1-Н. Технические характеристики
К основным техническим характеристикам БАРЬЕР РИ 1.0 относится:
- Радиус эффективной работы до 1 км
- Возможность подавления сигналов GPS, ГЛОНАСС (БАРЬЕР РИ 1-Н)
- Малое энергопотребление и легкость конструкции
- Широкий диапазон рабочих температур: -25...+45°C
- Режим работы: 24/7
БАРЬЕР РИ 1.0, БАРЬЕР РИ 1-Н. Преимущества
К основным преимуществам БАРЬЕР РИ 1.0 следует отнести:
• Значительный радиус подавления;
• Не требует настроек. Устройство уже готово к работе;
• Многоцелевое подавление;
• Нет необходимости использовать оператора;
• Произведен по стандарту IP 65;
• Отсутствие помех для работы других радиоустройств и операторов связи;
• Высокая скрытность;
• Небольшие габариты и малый вес;
• Низкое энергопотребление.
Заключение
Рассмотрев возможности борьбы с беспилотниками, определив, кому и для чего может понадобиться использовать беспилотные аппараты не по назначению для совершения преступлений, а также описав возможные способы атаки на транспортные объекты, методы их предотвращения, а также исправления и защиты от подобного вмешательства, мы можем сделать вывод о том, что в данный момент необходимо сосредоточиться на защите объектов транспортной инфраструктуры с помощью специальных комплексов семейства «БАРЬЕР».
В случае, если были приняты все меры по защите от беспилотного средства, ожидается, что количество успешных попыток доступа злоумышленников к транспортной системе серьёзно снизится и это позволит сохранить ресурсы и жизнь человека, что вкупе является необходимым условием для развития транспортной инфраструктуры Москвы и Российской Федерации.